Ночные Снайперы

 

Главная

События

Аккорды

Чтиво

Стихи Д.А.

Новые песни

Музыка

Видео

Талантливые стихи

Фотографии

Гитаристам

Гостевая

Форум

Ссылки

Авторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Самая достоверная снайперская биография   (www.aprel.pp.ru)

Света Сурганова жила в Питере, и, несмотря на то, что с шести лет упражнялась в игре на скрипке, планомерно губила свой поэтический талант, пытаясь получить профессию врача в Педиатрической Академии. Взаимоотношения Светы Сургановой с ее родным музыкальным инструментом - скрипкой - сразу начались фатально. Когда-то мама привела трехлетнюю Свету на первый урок музыки. Сурганова открыла футляр, достала скрипку и смычок. Педагог Лидия Пименовна ей сказала: "Светочка, вот это канифоль. Ею надо канифолить смычок, чтобы струны хорошо звучали". Затем они со Светиной мамой начали оживленно общаться. "А я тем временем канифолью наяриваю смычок, - вспоминает Света. - Канифолю я его, значит, канифолю… Минут пятнадцать они проговорили. Лидия Пименовна ко мне оборачивается - а я уже полканифолины сканифолила. А кто скрипачи, те знают: там же пару движений всего-то надо!" Это был первый опыт Светиной работы со смычком. "Так она все и делает - до основания" - поясняет Диана.

Диану Арбенину родители в три года увезли в Магадан. Там она училась в пединституте, на факультете иностранных языков. И хоть тогда они не могли и догадываться о существовании друг друга, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ уже существуют. Существуют внутри каждой из них. Так же, как они существуют и сейчас. И Диана, и Света пишут песни, свои лучшие песни, которые потом составят золотой фонд снайперского творчества, о которых и по прошествии 10 лет, когда очень и очень многое уже будет несколько раз переосмыслено, они будут говорить как о своих лучших песнях (например, та же "Предчувствие смерти" или, как ее часто называют, "Я люблю тебя, слышишь?", которую сами СНАЙПЕРЫ считают своей "самой лучшей акустической песней") и которые они до сих пор будут петь так, как будто написаны они были только вчера. И Диана, и Света пишут песни, которые могли бы так и остаться навсегда у них на кухнях и в их потрепанных тетрадях, могли быть в конце концов позабыты. Но они не думают об этом, просто живут, просто поют, а время идёт…

И вот уже лето 1993 и та самая "судьбоносная" встреча, чудесное воссоединение СНАЙПЕРОВ, рассказ о котором так часто используют пресс-представители группы и прочие журналисты для привлечения внимания публики. Молодой специалист, без пяти минут как дипломированный педиатр Светлана Сурганова строит планы на будущее. Диана Арбенина, волей родителей заброшенная в Магадан, тем же летом во время каникул выбирается на большую землю в поисках приключений. Девушки пересеклись в пространстве и времени. Моментом возникновения коллектива считается знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой 19 августа 1993 года - в городе Санкт-Петербурге, на Кавалергардской улице, где когда-нибудь будет открыта мемориальная доска: "Здесь, в 1993 г. состоялось знакомство двух легенд русского рока - Дианы Арбениной и Светланы Сургановой".

Их встреча была санкционирована общей знакомой Виолеттой Суровцевой. Она рассказывает Диане об их питерском уникуме - поющем "педиатре". Диана Арбенина была делегирована Виолеттой, в рамках культурно-ознакомительной программы, в гости к Светлане Сургановой. Слова Виолетты "есть девушка в городе нашем, что песни отличные пишет" утвердили Диану в стойком скепсисе насчет поющих педиатров. "Знаем мы этих девушек..." - подумывала про себя Диана Сергеевна, мысленно готовясь к худшему. Надо сказать, что Диана Арбенина и сама писала песни ("В 15 лет меня сбила машина, и спустя полгода появилась первая песня. Связано это с аварией или нет, не знаю").

Рассказывает Диана Арбенина: "Мне Виолетта говорит: "Эта девчонка такие песни классные пишет!" А я думаю: ой, блин, опять сопли про несчастную любовь! Надо будет сидеть, слушать, и, что меня особенно убивало, реагировать: "О да, хорошо!" Ну вот. Мы пришли, и открывает нам дверь Плюшкин самый натуральный: в халате, тапочках, с длинными малопривлекательного вида волосами... Я подумала, что на час меня хватит - не больше".

Так и оказалась в типичной питерской коммуналке, познакомившись с хозяйкой комнатушки Светланой Сургановой. Результат превзошел все ожидания. Спустившиеся на город сумерки скрыли от любопытных глаз спартанскую обстановку коммунальной квартиры и два силуэта, с гитарой. Темой совместных посиделок стал своеобразный "пинг-понг" пели свои песни, передавая друг другу гитару.

Рассказывает Диана Арбенина: "И тут Плюшкин начинает петь! Когда Света спела - это было для меня стопроцентное попадание, снайперское. Я в первый раз такое услышала. В тот вечер мы пили сначала какую-то отраву банановую, потом грейпфрутовый ликер, в общем, какие-то сладкие девичьи напитки и пели часов до двенадцати. Еле успели на метро...

Первая реплика, на которую Света отважилась, была прервана изречением Дианы: "Меньше говори - больше пой!"

Рассказывает Света Сурганова: "Какая нахальная девица, ещё рот затыкает, - первое что подумала о Диане. Я тогда ещё не знала её своеобразную манеру выражаться. Оказывается это был комплимент".

С того момента судьба была предрешена - спустя сутки после знакомства Света достала из-под кровати запылившуюся скрипку и самодостаточно заявила: "О, кстати, я играю на скрипке!". Как читателю становится понятно, в тот судьбоносный вечер 1993 года смутные чаяния молодого дуэта начали обретать реальные формы. Но ни Диана, ни Света ещё не подозревали, как этот вечер спутает все их карты. Ибо произошла судьбоносная встреча, положившая начало целой идеологии, ставшей смыслом всей их жизни - "снайперизму".

В течение недели с момента знакомства, Диана и Света, - будущий акустический дуэт "Ночные Снайперы", - наскоро сделали аранжировки к песням "Лето", "Рубеж" и "Тоска" - и уже через неделю, в конце августа в качестве акустического дуэта они дебютировали на Втором Всероссийском фестивале авторской песни, который проходил в одном из центральных залов Санкт-Петербурга, и стали его лауреатами.

По окончании летних каникул Диана вернулась из Питера в Магадан: продолжить учёбу в Магаданском пединституте, где училась учить иностранцев русскому. Хотя кого она собиралась там учить науке не известно. Теперь Диана утверждает, что она с начала знала, что заниматься этим никогда не будет. Учеба, катание на мотоцикле, веселые посиделки в институтском общежитии - все встало на круги своя, с одной лишь поправкой: Диана часто посещала переговорный пункт (дома телефона не было).

После нескольких месяцев сомнений и бессонных ночей стихотворчества Светлана повторила подвиг жены декабриста, отправившись за второй половиной дуэта в столицу Колымы. Случилось это 14 ноября 1993 года - и стало полной неожиданностью для родных и близких, собравшихся в этот день отпраздновать очередной ее день рождения. Предполагалось, что в результате дальневосточного рейда Светлане удастся достаточно быстро уговорить Диану уехать в Питер. Но случилось непредвиденное: в стране разразился экономический кризис, одним из следствий которого стало резкое повышение цен на авиабилеты. Выбраться из Магадана "на материк" было возможно единственным способом: заработать деньги на месте.

Рассказывает Диана Арбенина: "Мы действительно дали 50 концертов в магаданском казино "Империал". Тогда как раз произошел дефолт, и мы не могли уехать - не было денег на билеты! "Империал" оказался единственной площадкой, где мы могли реально заработать, чтобы оттуда выбраться".

1994

Как утверждает группа, одним из самых распространенных является вопрос о возникновении столь странного для женской группы названия. Легенд среди поклонников на сей счет много, однако, на официальном сайте группы история возникновения названия весьма забавная. Как-то поздним вечером на одной из центральных улиц Магадана, направляясь на один из концертов морозным вечером, закутанные по самые кончики носов, неся с собой инструменты в чехлах, барышни услышали фразу, чуть позже ставшую легендарной. Случайный автолюбитель, увидев в руках хрупких созданий нечто, напоминающее, спросил: "Девчата вы с охоты или на охоту?" За кого он их принял, ну, наверное, за киллеров, уж больно время было не спокойное. Хотя, это уж слишком романтично, за охотников конечно. "Судя по тому, что первый наш альбом, акустическую пластинку, мы записывали с 12 ночи до 10 утра, то, в общем, название себя оправдывает".

Активная "светская жизнь" Снайперов постепенно привлекла к ним внимание магаданской общественности. Местным телевидением была сделана получасовая программа о дуэте. Диана и Света получают приглашения на квартирники, запись одного из которых была обнаружена лишь в 2004 году, и приобрела известность как первый совместный неофициальный альбом Снайперов "Первая пуля".

А потом пришла весна, а вместе с ней и Всероссийский фестиваль "Студенческая весна" в Самаре, куда девушек, как победительниц отборочного конкурса, переправили совершенно бесплатно. Заработав лауреатство в номинации "Песенный жанр" (вокал), Снайперы вернулись в Питер - уже вместе.

Со стороны все это выглядит слишком красиво, сюжетом, вполне подходящим для современной киносказки. А нервы, бессонные ночи, боль и отчаяние, и тот зубовный скрежет, с которым все это преодолевалось, - неизбежная изнанка таких "волшебных историй", как и подобает, остаются за кадром. Об этом вы не услышите в интервью, не прочтете в красочных изданиях о группе: СНАЙПЕРЫ, наверняка, не расскажут об этом. Зато расскажут их песни, в которых все это услышит даже неискушенный. То нервно плачущая, то до невозможного спокойная скрипка, то нежный, то резкий и отчаянный голос, иногда еще неумелая гитара - все это, настолько живое и искреннее, говорит на самом что ни на есть простом и естественном языке - языке души.

Тут, правда, сказочная романтика и заканчивается, а на ее место приходят самые обыкновенные будни музыкантов, "широко известных в узких кругах". Вернувшись на заработанные "фестивальные" деньги обратно в Санкт-Петербург, столицу отечественного рок-н-ролла, бывшего тогда своеобразной колыбелью, из которой потом вырастут практически все гиганты современной отечественной музыки, СНАЙПЕРЫ принимаются играть по клубам. C 1994 по 1996 г. девушки выступали в питерских клубах "Засада", "Белый Кролик", "Романтик", "Классик" и "Тоника". На сценах этих небольших и мало кому нынче известных заведений росла и крепла та самая знаменитая снайперская акустика. Также принимали участие в телевизионном конкурсе исполнителей "Весь Петербург", в фестивале некоммерческого рока "Бабье Лето", в двенадцатичасовом городском музыкальном шоу "Русский Модерн". Не слишком частые концерты, редкие выезды в другие города и огромное количество новых песен, выходящих из-под пера дуэта - так проходит еще один год.

1995

В 1995 г. "Ночные Снайперы записали домашний альбом "Вторая пуля", в официальную дискографию коллектива не включенный. В "Рыбацком" микрорайоне Санкт-Петербурга девушки снимали такую здоровую квартиру, что в большой комнате помещался настоящий русский бильярд. У Светиной однокурсницы был день рождения, и "снайперы" терялись в догадках, что бы ей такое подарить. "Давай подарим ей наши записи!" - предложила Диана. Но для этого записи надо было сделать. У Светы имелась весьма примитивная звукозаписывающая техника, которой девушки никогда не пользовались: допотопный магнитофон и микрофончик. Последний привязали к бильярдной лузе. Света начала записывать вокал Дианы. "Я помню, что было очень неудобно петь, - рассказывает Арбенина, - петь приходилось вот так, изогнувшись. И при этом надо было еще играть. Неудобно. Я в таком положении - у меня гитара, через звукосниматель, а внизу - микрофон". После того, как девушки подарили единственный экземпляр кассеты, они решили назвать сборник "Вторая пуля".

Когда он вышел, никто не помнит, где он сейчас, никто не знает, наверное погиб, хотя и можно порекомендовать пару-другую счастливых владелиц этого альбома. Сделанную тогда домашнюю запись теперь не достать (даже несмотря на то что с ростом популярности группы смекалистые торговцы принялись раскапывать и распродавать все, что связано с НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ), а знание о ее существовании и является критерием, по которым узнают друг друга истинные, "старинные" фанаты и ценители НС. Формально не существующая запись до сих пор самопроизвольно размножается на территории от Москвы до Магадана. Поскольку официальной версии этого диска не было, многие песни с него были впоследствии включены в альбом "Капля дегтя/В бочке меда".

На студии "Маэстро" при поддержке лидера группы "Ульме" Петра Малаховского, давнего знакомого Светланы, ее коллеги по группе "Нечто иное", были записаны несколько песен, которые потом войдут в альбом "Детский Лепет" - "Белые люди", "Тоска", "Ты уйдешь". Исколесив просторы отечества с концертами (Магадан, Выборг, Псков, Омск, Тюмень, Тольятти), наши герои замахнулись на Западную Европу.

1996

В ноябре 1996 г. дуэт провел ряд выступлений для студентов Den International Hojskole в Ельсихоре и Орхусе (Дания). В Дании Снайперы провели целый месяц, а после возвращения начали работу над акустической версией альбома "Свобода". Исчезновение на месяц талантливой студентки не прошло незамеченным со стороны вузовской администрации, и вернувшись в Петербург, Диана столкнулась с определенными проблемами на родном факультете.

Рассказывает Диана Арбенина: "Учеба в Государственном университете Санкт-Петербурга мне ничего не дала. Я оттуда вылетала пару раз… Сначала я ходила туда один раз в месяц. (…) Потом появилась возможность съездить в Данию и пожить там месяц. Я уехала, вернулась - а меня уже отчислили. Восстановилась. И четыре года улетело. Зато у мамы есть диплом".

1997

С 1997 г. существующий ранее дуэт Дианы Арбениной (автор музыки и текстов, вокал, ритм-гитара) и Светланы Сургановой (автор музыки, текстов, вокал, скрипка, ритм-гитара) преобразовался в группу: в составе появились барабанщик Алексей Иванов и басист Юрий Дегтярев. Этот факт, впрочем, нечасто вспоминают официальные летописцы группы. С февраля 1997 г. "Ночные Снайперы" уже в расширенном составе регулярно играли во многих питерских клубах и приняли участие в массе фестивалей, на которые Санкт-Петербург всегда был богат - в фестивале акустического рока, который проходил в клубе "Перевал", в 24-часовом музыкальном шоу "Невский Десант" на набережной у Петропавловской крепости, выступили на персональной выставке художников Алана Майера и Игоря Голубенцева в клубе "Добролет", участвовали в программах ночных клубов "Континент", "Тайфун", "Джой", выступили с авторской программой в арт-кафе "Аэроплан", "Анна" и в зале лектория ленинградского зоопарка.

В конце 1997 г года группа учавствовала в совместном концерте с американским мультиинструменталистом Эриком Соотесом, который проходил в зале гуманитарного университета профсоюзов. В новогодние праздники "Ночные Снайперы" приняли участие в ряде концертов для учащихся и молодежи под названием "Дискошквал на Фонтанке" в концертном зале "Карнавал".

"Ночные Снайперы"участвовали в студийных альбомах других музыкантов : известной мурманской группы "Кузя BAND"(альбом "Другая история") , Петра Малаховского (альбом "Синдром Капюшона") , Keneth Susken (шведско-российский сингл "Из России с любовью").

С каждым концертом все больше проявлялся стиль уже сложившегося дуэта и приобретал более явные и узнаваемые черты, но определить его одним словом не удавалось еще пока никому. Что, в общем-то, навевает на мысль о его абсолютной оригинальности. Проблем с репертуаром тоже не возникало. Песен писалось много, и процент хитов был угрожающим. Песни "Ночных снайперов" легко запоминаются публикой и частенько подпеваются на их концертах. Среди поклонников акустического рока группа постепенно приобретает культовый статус, хотя по радио их песни практически не звучат.

По инициативе лидера литературного объединения "Спи Дедъ" Михаила Старого были изданы два сборника творчества "Ночных Снайперов": песенные тексты ("Цель") и стихи ("Дрянь"), с иллюстрациями авторов.

Кроме того, дуэт умудрился снискать славу одной из первых российских интернетных групп. Случилось так, что в маленьком питерском клубе "О'кошки" их услышал Вилли П. (Пшеничный), журналист "Новой газеты", первым обративший серьезное внимание на группу, и предложил выложить несколько их песен в формате mp3 на своем сайте. Что такое сайт и что такое "выложу", они не знали, но ответили: "Хотим!" С тех пор долгое время о "Ночных снайперах" можно было узнать только из сети.

Песни группы звучали в эфире "Радио Модерн" и Центрального питерского радио. С ними знакомы в Алма-Ате, Магадане, Пскове, Воронеже, Москве, Минске, Мурманске, Кисловодске, а также в Швейцарии, Щвеции, Дании, Германии, США .

1998

Время идет, а вслед за ним идут и СНАЙПЕРЫ, идут по протоптанной дорожке клубных команд, которые вслед за покорением местных сцен с трепетным волнением решаются дать несколько концертов за границей. Успех, возвращение обратно, новые концерты, новые гастроли - постепенно колесо начинает крутиться все быстрее и быстрее, и в этом потоке концертов мало кто понимает, что является свидетелем "золотого века" группы, что попасть на те самые концерты, которые тогда казались самыми что ни на есть обыкновенными, через пять лет будут мечтать толпы девушек и юношей. Это самый разгар знаменитой снайперской акустики, сражающей наповал каждого, заставляющей снова и снова осознавать тот факт, что "ТЫ ПОПАЛ".

После девяти (!) лет обучения Света сумела закончить педиатрическую академию и получает диплом врача. Диана заканчивает филфак Питерского университета Санкт-Петербургского Государственного университета, успешно защитив диплом на тему "Семантическое преобразование в творчестве Андрея Платонова", и часа через два после этого обрилась, ознаменовав тем самым начало нового этапа в жизни. Однако родители не долго радовались, надеясь, что их дети наконец-то займутся делом, а не музыкой. И, таки получив по высшему образованию, они занялись активной музыкальной деятельностью. С этого времени Диана и Света занимаются музыкой уже абсолютно профессионально во всех смыслах этого слова, и поначалу это некое изменение статуса имеет лишь сплошные положительные стороны. Репертуар группы разросся до внушительных размеров.

Популярность росла, а концертно-гастрольная деятельность продолжалась.

Возвращаясь с фестиваля женского вокала в Тюмени, Снайперам пришлось выступить в самолете. Впечатлившийся их выступлением пассажир требовал спеть, на что предприимчивая стюардесса тут же заявила: "За аренду помещения неплохо бы заплатить". Человек достал из кармана бумажник и отсчитал названную сумму. Концерт состоялся. Заглушая гул турбин, по салону эхом разнеслось: "жить осталось чуть-чуть..."

"98-й был переломным. На рок-фестивале в Тюмени мы впервые ощутили себя, как уникальный женский дуэт, аналогов которому на нашей сцене сегодня нет", - считают Диана и Светлана.

И это несмотря на трудности, - и жилищные, и материальные. Восходящие звезды снимали комнату в коммуналке, центр которой был переоборудован под студию. Днем - подрабатывали, продавая пирожки с морковкой. А вечером по клубам играли концерты, получая гонорар, которого хватало только на такси домой. За пять лет они многое пережили вместе, прошли все мытарства и невзгоды, подставляя друг другу плечо.

"Снайперизм - могуч, горюч и дерзновенен" - выведено сургановской рукой на кухне знаменитой питерской коммуналки, что на Плеханова. Крыша которой до сих пор является культовым местом встречи всех романтиков, кому не чужды постулаты "снайперизма". Настоящим первенцем группы принято считать двойной акустический альбом "Капля дёгтя в бочке меда", который вышел в августе 1998, что усиливает интерес публики к дуэту.

"Ночные Снайперы" - люди, знающие цену каждого выстрела, тем более, если он совершается в абсолютной темноте… Осечки быть не может… Этим и объясняется такая долгая подготовка первого альбома. Он был записан и сведен в студии лектория питерского зоопарка летом 1998 г. "Ночные Снайперы" спели, сыграли и зафиксировали весь материал с первого дубля - за два часа. в двойник вошло 27 песен, самая старая из которых "Я раскрашивал небо", а самая последняя - "На границе" (была сочинена за месяц до записи). В композициях "До востребования" и "Лист филь" просолировала на саксе Вера Дорн из Баварии.

По звуку альбом получился очень выдержанный и стильный. Захлебывающиеся от чувства скрипичные пассажи Светланы Сургановой и нервные переборы гитары Дианы Арбениной сочеталась с нежным, лиричным голосом последней. По-кошачьи мягкие вокальные партии с элементами декаданса и жесткие тексты на грани между поэзией Серебряного века и грубым эмоциональным насилием заставили публику содрогнуться. Сочетание акустической гитары и скрипки подарили группе фирменный минимализм и нервную лаконичность. Скрипка и гитара - классическое сочетание, одно из самых красивых в мировой музыке, используемое издревле, а также чувственные, проникновенные, элегантные тексты - одни из лучших образцов того, что принято называть женской лирикой - таковы НС времен "Капли дегтя…", такими их помнят преданные поклонники. Именно те СНАЙПЕРЫ заслужили репутацию несколько элитарной, неординарной клубной команды для чувствующих и мыслящих людей.

"На этом альбоме мы, конечно, несколько голенько звучим, но это то самое ядро безо всякой шелухи, которое мы собой представляем" - скажет после выхода "Капли дегтя в бочке мёда" Диана. Теперь в этой фразе чудится что-то грустно-пророческое. Группа продолжала развиваться, а это, как известно, чаще всего приводит как раз к появлению той самой "шелухи". Так и случилось…

1998 год.

Песни с этого альбома берут в свой формат "Европа Плюс", "Радио Балтика", "Модерн", "Ностальжи " и "Русский шансон". На песню "Солнце" снимается клип. Однако выход альбома не повлиял на суровый график "Ночных Снайперов". Не успев надоесть с первой программой, дуэт делает вторую, и продолжает активную концертно-гастрольную деятельность. Бесконечные выступления и гастроли по России (Магадан, Выборг, Омск, Псков, Тюмень, Тольятти) и за её пределами (Дания, Германия, Швеция, Швейцария) перемежались с выступлениями в Москве и Петербурге.

Ни качество, ни количество концертов не уменьшается (а скорее даже наоборот), но к акустике появляется и еще "зеленое", но уже многообещающее электричество.

Существование в строго ограниченных рамках акустического звучания невозможно для таких ярких, сильных в искренности переживаемых чувств исполнительниц. К концу 98-го в светлые головы Дианы и Светы приходит мысль стать электрической командой, несмотря на большой успех акустической программы. В 1998 году девушки знакомятся со Светой Лосевой, питерским фотографом и экс-директором группы "Ноль", которая и предлагает им попробовать поиграть в электричестве.

1999

В январе 1999-го звучание стало электрическим - группа пополняется новыми членами - профессиональными музыкантами, сменившими спокойное настоящее в популярных командах на неопределенное, но необыкновенно увлекательное будущее. Так в коллективе появляются ни много ни мало ритм-секция легендарного "Наутилуса": Гога Копылов (бас-гитара) и Алик Потапкин (барабаны). Потапкин, Сурганова, Арбенина, Копылов. 1999 годЗнакомство с ритм-секцией состоялось в питерском клубе "Грибоедов". В историю вошел тот факт, что Арбенина от волнения порвала на этом выступлении 44 (!) гитарные струны. Через некоторое время Алик ушел играть в "Аквариум", и его место занял Сергей Сандовский. Одновременно с ним в группе появился соло-гитарист Иван Иволга. С этого момента Снайперы работают исключительно под прикрытием мужского десанта. Началась новейшая история группы.

"С приходом ребят больше стало музыки, потому что если в акустике минимальная аранжировка, всего два инструмента и особо не развернуться, то сейчас, с появлением новых инструментов, появилась колоссальная возможность в плане музыкальных трактовок".

Перемены пошли "Снайперам" на пользу. С января 99-го начинается подготовка электрической программы в усугубленном составе. Недюжинный профессионализм и опыт ритм-секции дает возможность "Ночным снайперам" совершенно по-новому взглянуть на свои старые песни и создавать новые на качественно ином уровне. Именно тогда рождается то, что теперь является визитной карточкой группы - взрывное, удивительное по силе и проникновению звучание, которое сами музыканты любят характеризовать термином "фатальный драйв". Начиная потихоньку вливаться в наконец-то устаканивающуюся после кризиса систему шоу-бизнеса, НС еще позволяют себе делать неожиданные и явно рискованные шаги, руководствуясь лишь своим желанием и чутьем.

Бывалые поклонники запричитали: мы их теряем! Апофеозом "плача Ярославны" стал возглас: "А помните, как они играли на пивных бутылках?! Теперь уж этого не будет! Ведь электрических бутылок не бывает!" Конечно, отчасти бывалых "ломало" то, что у них отняли их элитарность: раньше, когда группа была "тайным орденом", каждый ее почитатель мог считать себя посвященным. Но, с другой стороны, "Снайперы", действительно, поставили себя перед выбором между искусством для избранных и мейнстримом, между репутацией и популярностью. Ведь электричество обязывает: иной звук, иные - большИе - площадки, иная - массовая - аудитория, иные песни - те, что "в формате".

Говорит Диана Арбенина: "Быть культовыми, конечно, почетно. Но мы поняли, что топчемся на месте. Петь под гитару перед маленькой аудиторией достало! Да и звучали мы в акустике как-то голенько. Хотелось больше музыки. Сейчас у нас очень высокие требования к аранжировкам: песня должна быть подана, выверена от первой ноты до последней. Играть "эх, шашки наголо!" может каждый. А продумать партию - это большой труд".

Сыграв около 10 концертов в Питере, "Ночные снайперы" с большим успехом приняли участие в фестивале "Автоград" (г. Тольятти 26-28.02.99) в качестве специальных гостей.

Вскоре некто Саша Канарский, выходящий в рунет из солнечной Калифорнии, наткнулся на страничку Вилли, где, послушав песни, понял, что они созвучны его сердцу - и загорелся желанием сделать "Ночным Снайперам" настоящий сайт. Так в середине 1999 года начал свое существование первый официальный сайт группы - www.snipers.net.

В 1999 году к "Ночным Снайперам" приходит широкая известность, и группа выходит из полуандеграундной среды Группа тут же ощутила на себе положительное влияние сетевых заморочек - на ее концерты стали приезжать из других городов, и зальчики небольших клубов ломились от желающих собственными глазами взглянуть на необычный акустический дуэт.

Ровно через год после релиза дебютного двойника в августе 1999 г. вышел альбом "Детский лепет", в котором собраны домашние и студийные композиции Снайперов, написанные в период с 1989 по 1995. С тех пор надломленный, фатальный оптимизм остается визитной карточкой группы. Материал пластинки был весьма и весьма неоднороден, и блестящие песни чередовались с откровенно слабыми. Получил весьма неоднозначную оценку у критиков. "Такую музыку практически невозможно воспринимать отстраненно", - признавался в приватной беседе один известный журналист. Если даже и хочешь пройти мимо, от этих вещей веет чем-то глубоко личным. "Детский лепет" притягателен именно своим несовершенством и прочувствованной искренностью.

Клуб Чаплин, 1999 год

Когда был сделан мастер альбома, начались заморочки с дизайном. "Снайперы" получили оформление в виде горы тоненьких листиков и кучу болванок, которые привез веб-мастер недавно (на тот момент) родившегося сайта группы www.snipers.net Саша Канарский. Диана вспоминает: "Я помню, как мы сидели втроем, вкладывали листики в эти "фигни" и загибали где нужно. Это был первый тираж - сто дисков. Я действительно этим горжусь: это была хорошая позитивная штука, которая принесла много полезного". Спустя несколько лет дистрибьюторы "Бомба-Питер" и "Караван" выпустили уже по несколько дополнительных тиражей "Детского лепета".

Так или иначе публика приняла новую пластинку на ура, а количество поклонников СНАЙПЕРОВ продолжало уверенно расти. Впрочем, расти в рамках тех самых кругов, которые, хоть и ширились со временем, тем не менее продолжали оставаться относительно узкими. Тогда еще многие поклонники группы прекрасно знали друг друга в лицо, были знакомы между собой, и потому составляли некую удивительную общность, свой маленький мир. Мир, живущий своими событиями и эмоциями, в мир внутренний и до определенной степени замкнутый, мир, в который редко попадали "чужие" (то есть совершенно другого склада и уровня) люди.

Тогда же записывается демо нового акустического альбома с рабочим названием "Канарский", который, кстати, до сих пор не увидел свет. В Петербурге группа регулярно выступает в лектории Ленинградского Зоопарка. В конце 1999 года в Питере Натальей Крусиновой был отснят клип песни "Колыбельная", показанный по РТР в начале декабря. В нем отлично отражен питерский колорит: дворы-колодцы, большие пролеты, длинные лестницы.

2000

Долгое время многочисленные активисты снайперского движения пытались "популяризовать" свою любимую группу, нередко снайперские записи приносились на радио, однако постоянным ответом на просьбы поставить группу в эфир были два знаковых для мировой радиоиндустрии слова "не формат". Ночные Снайперы. Центр Сахарова. Лето 2000И правда, не вписывались как-то в радиоэфир акустические композиции с "Капли дегтя в бочке меда". Но ситуация поменялась. Этот мир был взорван в 2000 году, когда группа была окончательно затянута в структуру шоу-бизнеса и начала свое превращение из элитарной в популярную. Часть поклонников не приняла такого превращения, посчитав, что группа "продаётся", остальные же начали потихоньку растворяться в толпах экзальтированных девушек с безумными глазами.

Количество сайтов возросло до 4 (2 в России, 1 в Германии и 1 в Америке), что по праву позволило Снайперам считаться одной из первых интернетных групп России.

Оккупация Интернета привела к тому, что группу пригласили в Нью-Йорк сыграть в одном концерте с Чижом. В результате, майским вечером в нью-йоркском клубе "Wetlands" произошел концерт, на котором Снайперы задвинули Чижа.

Работая словно по графику, еще через год, в августе 2000-го, "Снайперы" завершают работу над новым электрическим альбомом "Рубеж" в составе - Арбенина, Сурганова, Копылов, Иван Иволга (соло-гитара) и Сергей Сандовский (ударные, перкуссия). Записан альбом с рабочим названием "31:37" на питерской студии "Добролёт".

2000 год, фото Дмитрия Кощеева

Песня "31-я Весна" - первый сингл с этого альбома стала для группы настоящим "моментом истины": прорвалась в эфир НАШЕГО радио, к ноябрю за каких-то три недели добравшись до высшей строчки хит-парада "Чартова дюжина". "Это такое определенное прощание - во-первых, с городом, где прошло некоторое количество лет, во-вторых, с теми людьми, которых я любила - в общем, песня про любовь". Еще до выхода их нового альбома, две песни с этой пластинки - "31 весна" и "Кошка" - становятся завсегдатаями разнообразных хит-парадов, а видео раскручено на всех каналах.

В декабре группа подписывает контракт на выпуск альбома "Рубеж" с компанией Real Records.

И началось… Через месяц о НС знала уже вся страна. Интервью, многочисленные статьи, восторженные отклики - все это огромной волной хлынуло со страниц печатных изданий, экранов телевизоров. Популярность коллектива росла как на дрожжах и буквально за полгода СНАЙПЕРЫ превратились в одну из самых модных и популярных групп современности. Акустика была окончательно заброшена, из уютных маленьких клубов, в которых они играли годами, группа переориентировалась на стадионы и дворцы спорта.

2001

В январе режиссером Александром Солохой снята видеоверсия песни "31-я весна", в феврале Павел Руминов сделал второй клип - на песню "Кошка", которые показывает MTV. Одновременно несколько песен Снайперов берут в ротацию "Наше Радио", "Европа Плюс" и другие радиостанции. Любопытный нюанс - "ожесточившуюся" группу оценили не сразу: клип "31-я Весна" некоторые каналы поначалу отказывались крутить, ссылаясь на его чрезмерную брутальность.

Клуб Свалка, 2001 год

Желая быть понятыми большинством - не иначе, "Снайперы" напороли немало откровенно попсовых косяков. Например, выпустили "фирменные" футболки. Или проговорились в интервью, что их якобы такой естественный солдатско-пацанский имидж на самом деле - работа стилиста. Или снялись для обложки журнала в милитаристском бодиарте. Диана потом оправдывалась перед не оценившими сей жест поклонниками: "Это не бодиарт! Просто визажисты замазали Светке фингал... Светлана обожает всякие рукопашные бои... Заодно замазали и мой шрам на левой брови". "Снайперши" опустились даже до комментариев по поводу своей сексуальной ориентации.

Весной 2001 года группа выпускает первый электрический альбом "Рубеж" - поистине эпохальный для группы, действительно оказавшийся предсказанным некоторыми переломом в их карьере. Презентация состоялась 1 марта в московском клубе "16 тонн", а 11 марта - в Питере, в клубе "Молоко". "Рубеж" моментально попал в лидеры продаж.

Первый электроальбом "Рубеж" действительно стал для группы рубежом между андеграундной жизнью и большим шоу-бизнесом. Он открыл новые возможности в исполнении и звучании группы. Дразнящий, нервный, с легким растягиванием гласных и акцентированием на "р" голос Арбениной и пьянящая, захлебывающаяся в собственных звуках скрипичная аранжировка Сургановой несомненно сделали этот альбом лучшим среди отечественной музыки молодого поколения. 2001 год Альбом получился достаточно резкий, чувственный и драйвовый. Электрический состав придал музыке "Ночных Снайперов" необходимую мощь, а сочетание звука скрипки с гитарным дисторшном надолго смутило музыкальных критиков, которые в своих рецензиях не могли обойти стороной эту тему. Тем не менее, в текстах "НС" почти отсутствует молодежный сленг - это скорее, "рок для интеллигенции". "Рубеж", "31-я весна", "Россия, 37" - несмотря на свою нетипичность, новые песни обеспечили группе гастрольный график на полгода вперед.

За 2001 год "Ночные Снайперы" выступили на всех крупных музыкальных мероприятиях страны и лучших площадках обеих столиц. Фестивали "Максидром" и "Нашествие", фестиваль журнала Fuzz в "Юбилейном", шоу "Последний герой" в "Олимпийском" - перечень этот можно продолжать бесконечно.

Первый фестиваль, на котором выступили, был "Максидром" - грандиозное мероприятие по количеству участников, декорациям и звуку. Рассказывает Диана Арбенина: "МАКСИДРОМ был первой большой площадкой, на которой мы выступали. Мне кажется, что это самый индустриальный фестиваль в нашей стране. И самый жёсткий - по отбору артистов. Но на таких фестивалях ты ощущаешь свой рост".

2001 год

Следующим таким фестивалем было "Нашествие". Диана: "От "Максидрома" к "Нашествию" мы выросли, и мне уже хотелось обнять весь зал. К тому же все три летних месяца мы с концертами ездили по городам России и играли на открытых площадках. За это время я научилась петь в небо". На "Нашествии" "Ночные Снайперы", открывавшие второй день фестиваля, недвусмысленно выразили свое негативное отношение к "желтой прессе", утомившей девушек постоянным распространением недостоверной информации. "Снайперы" покрасили изрядное количество газет в желтый цвет и сделали из них некое подобие балахона, в который облачили Арбенину. Она вышла на сцену, сказала: "Достойной музыке - достойная пресса!", после чего сорвала с себя желтые газеты и пустила их по ветру.

Одним из самых запоминающихся событий в жизни группы Диана Арбенина называет совместное выступление "снайперов" с британцами Muse в сентябре 2001 года на празднике журнала NME: "С тех пор на всех площадках страны мне не хватает именно этой группы, ну а все остальное присутствует". "Ночные Снайперы" давно отличались трепетным отношением к Бэллами и Ко, но о том, чтобы выступить с любимой группой, даже не помышляли. Когда с британской стороны поступило предложение "разогревать" Muse, девушки без раздумий согласились. "Мы очень старались, но, конечно, аппаратура у них совсем другого уровня, - рассказывает Арбенина. - Разница в качестве техники неизбежно давала о себе знать. На их концерт мы смотрели с двойственным чувством: то, как они выкладываются на сцене, реально поражает, но, с другой стороны, с такой аппаратурой… мы тоже могли бы сделать супершоу!".

В это время фанаты, знавшие и любившие группу по клубной акустике забили тревогу. Как это всегда случается, испытание медными трубами и в случае СНАЙПЕРОВ оказалось самым сложным, и постепенно группа начала подавать весьма и весьма тревожные сигналы. Сначала между группой и ее слушателями постепенно начала возникать некая дистанция, по крайней мере та теплота отношений, непосредственный контакт ушла, а на смену ей пришел драйв, но драйв холодный. Участницы группы стали публичными людьми, но при этом отдалились от народа. Кроме этого, постепенно среди поклонников поползли слухи о постоянных раздорах внутри "ядра" коллектива - между Дианой и Светой, и, несмотря на то что верить в это очень не хочется, некоторые факты наталкивают именно на такие выводы.

 

Отношения в группе дали трещину - с одной стороны - жесткое, драйвовое электричество, которым просто заболела Арбенина, и которое бесспорно было необходимо для дальнейшей раскрутки группы. А с другой - лирическая акустика, которая была по душе Сургановой. Группа решает работать в двух направлениях, причем Диана переезжает в Москву, а Света остается в Питере, выбираясь в столицу только на концерты и репетиции. В многочисленных интервью Арбенина подчеркивает, - "что снайперов всегда будет двое", союз скрипки и гитары не разлучен. Но, тем не менее, обещанных акустических концертов не последовало. Арбенина, опьяненная успехом, не раздумывая берет лидерство в свои руки, стушевывая Сурганову с музыкантами к просто необходимому фону. В группе постоянная текучка. Вокруг Арбениной сменяются все, вплоть до директора, кроме неизменной, ставшей уже бэк-вокалисткой, Сургановой.

Впрочем, время от времени каждый из нас может вновь погрузиться в ту самую теплую и душевную акустическо-снайперскую атмосферу: НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ закончили год первым за долгое время акустическим концертом в столичном клубе "Б2". Начинание, поддержанное рекордной в истории клуба зрительской аудиторией, было продолжено полгода спустя большим сольником "Акустика" во МХАТ имени Горького. И несмотря на то, что обставляются эти действа уже по-новому, то есть громко и пафосно, сами концерты остались прежними. Диана и Света с первых аккордов налаживают связь с залом и за два концертных часа выкладываются на все 100%, как будто выплескивают все эмоции, скопленные за несколько лет, во время которых они не играли акустику. Во время этих концертов внутри просыпается уверенность в том, что группа не собьется со своей дороги, и "ядро" не затеряется в ворохе шелухи.

2002

В феврале 2002 года на студии Евгена Ступки "Столыца Звукозапис" в Киеве записывается второй электрический альбом "Цунами" (выход которого, по многим причинам состоялся только через 10 месяцев в декабре 2002 года), где при записи используются только песни Арбениной, а скрипке отводится минимальное внимание. В него вошло 14 песен. "С момента выхода "Рубежа" я пришла к выводу, что песни надо записывать самые новые, потому что ты ими болеешь, потому что актуальнее этих песен на сегодняшний момент нет, - рассказывает Диана. - Это - своеобразная попытка схватить время за хвост". "Ночные Снайперы" стали еще фатальнее, но звучание альбома "Цунами" мелодичнее всего того, что они делали прежде.

Рассказывает саундпродюсер Евген Ступка: "Что касается работы над пластинкой, то она проходила в два этапа. Сначала был небольшой репетиционный период в Питере, во время которого были сделаны некоторые коррективы в аранжировках и запись на студии. Альбом был записан в очень короткие сроки - за шесть недель, что достаточно мало для такого количества материала. На самом деле, работа шла очень легко. Никто не напрягался: просто сели и сделали хорошую музыку".

2002 год

Выход нового альбома предварили еще два подарка от группы. Переиздание двойного акустического диска 1998 года "Капля дегтя" и "В бочке меда", в который кроме уже хорошо известных песен вошли бонус-треки из видоизмененных старых композиций - "По волнам твоих слез", "На границе" (антиремикс), "Она выпускает змей", "Японские лагеря" (антиремикс), "Незавершенность встреч" (скрипичный экзерсис), "Солнце погасло", "Солнце погасло" (антиремикс), "Почему я не вижу здесь кораблей". Пластинка выпущена компанией "Мистерия звука". До недавнего времени этот альбом можно было с уверенностью назвать раритетом. Все поклонники мечтали иметь в своей фонотеке "тот самый" "снайперовский" диск, когда они были еще акустическим дуэтом. Теперь это уже не раритет, а существенное дополнение к тому лучшему, что есть у "Снайперов".

Второй презент подготовлен рекорд-лейблом "Реал Рекордс". Это запись концерта, состоявшегося 15 декабря 2001 года в московском клубе "Бармалей". Альбом называется "Живой" и включает в себя 17 треков из всех ранее выпущенных альбомов группы: "Детский лепет", "Капля дегтя в бочке меда", "Рубеж". Диск примечателен тем, что, по словам многих критиков, в отличие от "живых" альбомов других команд, единственный передает камерную атмосферу клуба, настрой и единение зала и коллектива. Если б не многоголосный шум, можно было бы вполне спутать с квартирником, коих проходило немало в младые годы группы. Примечательно, что именно "живой" звук помогает передать всю натуралистичность, ту самую "живость" концерта, чистоту голоса Дианы Арбениной. Чем и полюбился фанатам "Ночных Снайперов".

В мае 2002 года Снайперы дают два больших акустических концерта в Москве (МХАТ имени Горького) и Питере (ДК Ленсовета), представляя, таким образом, выход переизданного и дополненного дебютного диска - "Капля дёгтя/ В бочке мёда". Истосковавшиеся фанаты воспрянули духом, ведь в этот период они, за малым исключением, разделились на арбенинцев и сургановцев. Концерты прошли с аншлагом в теплой, словно домашней атмосфере давно забытого квартирника.

клуб Полигон, 2002 год

За немалый отрезок времени между записью нового альбома и его релизом в команде произошло два главных изменения: уход из коллектива одного из старейших участников Гоги Копылова (новым бас-гитаристом группы стал Дмитрий Честных) и появление продюсера Александра Пономарева. В августе одна из самых востребованных концертных команд страны вновь выступает на фестивале "Нашествие" в Раменском. Тем временем Диана активно себя раскручивает во всех СМИ, появляясь в желтой прессе, и ТВ-передачах мало связанных с рок-музыкой. Отсутствие Светланы на всех интервью стало уже нормой, и, отвечая на каверзные вопросы, Диана подчеркивает - "сейчас я песни пишу, мне и ответ держать". На больших площадках скрипка шла даже под фонограмму, например, на концерте 23 ноября в Питере в "Юбилейном".

Релиз альбома "Цунами" состоялся 5 декабря. Новый альбом возвращает слушателей к уже известным пассажам: мягкий, но горько пронзительный вокал и лирическое акустическое звучание. "Теперь мы можем себе позволить петь шепотом, - говорит Диана Арбенина, - так как самое серьезное, исходящее непосредственно от сердца, всегда говорится тихо. Главная цель нового альбома - это передать настроение весенне-фатальное, светлое. У нас стало намного меньше рок-н-рольного драйва, мы стали нежнее, перестали бояться быть беззащитными. Наш драйв теперь повзрослевший - такая неторопливая, оглушительная сила.

После многочисленных переносов релиза нового альбома, для группы наступил "час Х". Буквально через две недели после выхода пластинки в группе ещё раз происходят кардинальные изменения: коллектив расстаётся со Светланой Сургановой. 17 декабря 2002 года прозвучал последний выстрел. А именно заявление Арбениной о добровольном уходе из группы Светланы. "Во-первых, это решение окончательное. Во-вторых, причин у расставания много. Но есть основная - мы пришли к выводу, что каждый должен развиваться самостоятельно, и обе согласились с этим. Вряд ли кто-то займет место Светы. Я пока об этом думать не могу и не хочу".

2003

Вопреки предсказаниям расстроенных фанатов, "Ночные Снайперы" продолжили существовать в новом составе. Вместо скрипки в саунде группы появились клавиши (начало года - Алексей Самарин, с мая 2003 - Айрат Садыков). Февраль ознаменовался грандиозным концертом в Лужниках, весной начались и весь год продолжались туры "Цунами" по городам России и странам СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан). Новые хиты группы стабильно появлялись и занимали высокие места в хит-парадах радиостанций "Наше Радио" и "Максимум". Диана часто появляется на телеэкране, в том числе и на центральных телеканалах. В апреле появляется клип на песню "Только ты", в октябре - выходит альбом "Тригонометрия" - запись живого акустического концерта в МХАТе, прошедшего в мае 2003 года.

В августе, на 10-летие образования группы, никаких значительных мероприятий не состоялось.

Но и Светлана после ухода из группы не ушла со сцены. В феврале 2003 года она дала свои первые сольные концерты - в родном Санкт-Петербурге и первый выездной - в Нижнем Новгороде. Она выступала в сопровождении гитариста Валерия Тхая, который в свое время принимал участие в записи альбома "Детский лепет".

В апреле 2003 года в концертном зале у Финляндского вокзала состоялась премьера выступления новой группы: "Сурганова и Оркестр", возникшей объединенными усилиями Светы, Тхая и музыкантов малоизвестной до того времени группы "Север Комбо". Новым словом в отношениях кумира и поклонников стало возникновение клуба "Сюрпрайз продакшн", организовавшего ряд акций в поддержку нового коллектива.

В сотрудничестве с музыкантами "Север Комбо" был записан первый официальный альбом Светланы - "Неужели не я", релиз которого состоялся в июне. В альбом вошло 13 песен, написанных в период с 1987 по 2002 год. Рассказывает Светлана Сурганова: "Поначалу я не планировала включать в альбом старые песни, те, которые уже были опубликованы в альбомах "Ночных снайперов". Но появился новый состав, возникли новые неожиданные идеи, новое видение уже, казалось бы, абсолютно пережитого материала". Таким образом в альбом вошли две песни: "Мой взгляд" и "Птицы", по-новому интерпретированные "Сургановой и Оркестром".

К концу 2003 года обе группы, возглавляемые половинами бывшего дуэта, подошли примерно с равной степенью популярности.

2004

И "Ночные Снайперы", и "Сурганова и Оркестр" продолжали работать с прежней интенсивностью. Сняли по 2 клипа, выпускали альбомы, продолжали активно гастролировать по стране, регулярно появлялись в средствах массовой информации, на всех крупнейших рок-фестивалях России. Появления их на одних и тех же мероприятиях или в рамках одной программы (фестиваль "Чартова Дюжина" в Лужниках, "Нашествие" в Раменском, "Марафон Сострадание" и "Первая ночь с Меньшиковым" на НТВ) неизменно порождали среди поклонников надежду на возможность воссоединения дуэта. Однако самими Снайперами подобная возможность с разной степенью уверенности регулярно отвергалась.

История продолжается…

 

                                                                                                                     www.aprel.pp.ru

 

Сайт управляется системой uCoz